НАФТОГАЗОВИЙ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ЦЕНТР
UA RU EN

АССОЦИАЦИЯ ГАЗОДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ УКРАИНЫ ЗАЯВЛЯЕТ О ВОЗМОЖНОМ СРЫВЕ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОБЫЧИ ГАЗА

Ассоциация газодобывающих компаний Украины (АГКУ) прогнозирует существенное замедление темпов роста добычи газа в 2017 году при сохранении неизменным налогового режима для отрасли. Более того, АГКУ видит высокую вероятность начала стагнации газодобычи в независимом секторе в связи с отсутствием необходимого уровня инвестиций в развитие новых и уже существующих проектов.
Члены Ассоциации уверены в том, что рост добычи газа в 28 млрд. куб. м. в 2020 году, как это предусмотрено проектом правительственной Концепции развития газодобывающей отрасли, возможно лишь при условии повышения инвестиционной привлекательности сектора именно за счет снижения налоговой нагрузки на новые инвестиции. Поэтому мы обращаем внимание общественности на то, что планы правительства по достижению энергонезависимости страны и выхода на уровень самообеспечения газом в 2020 году могут оказаться под угрозой невыполнения.
Неоднократно в своих публичных выступлениях отечественные и иностранные инвесторы отмечали, что повышенная фискальная нагрузка является основной проблемой, делает невозможным привлечение новых инвестиций в газодобывающий сектор. Подчеркиваем, что из-за действующего налогового бремени и действующих мировых цен на энергоносители, поиск и разработка новых месторождений и развитие новых масштабных проектов в Украине независимыми операторами уже приостановлены и не восстановятся по причине экономической нецелесообразности реализации таких проектов. По прогнозам АГКУ, при условии сохранения текущей ситуации, страна недополучит 8,3 млрд. куб. собственного газа в течение 2017-2020 годов, а это 14 млрд. грн. недополученных налогов, почти 5% недовыполнения ВВП и отсутствие 15 тыс. новых рабочих мест для многих секторов экономики страны.
Напоминаем, что согласно независимому экспертному исследованию компании Deloitte, налоговая нагрузка на газодобычу в Украине превышает среднеевропейский уровень более чем в два раза. Это означает, что, сохраняя имеющийся налоговый режим, Украина безапелляционно проигрывает в борьбе за международный инвестиционный капитал. В то же время, именно увеличение внутренних и внешних инвестиций в новые проекты, бурение новых скважин, как на действующих, так и на новых месторождениях, привлечение современных технологий, должно стать основной движущей силой, что приведет к росту добычи газа.
Газодобывающие компании единодушно поддерживают Правительство в его усилиях сделать Украину энергонезависимой и лишить нашу страну от многолетнего бремени импортируемого газа. Учитывая формирование Государственного бюджета на 2017 год и корректировки Налогового кодекса, мы подготовили для рассмотрения Министерством финансов Украины предложения относительно первоочередных изменений режима налогообложения отрасли, начиная со следующего года. Наша позиция основывается на анализе налоговой политики в странах Европы, детальном исследовании фирмы Deloitte, а также на базе комплексного изучения потенциала развития газодобывающей отрасли Украины, который был разработан в прошлом году международной консалтинговой компанией IHS.
Мы считаем необходимым внедрение единой 12% -ной ставки для природного газа, который будет добываться из скважин, бурение которых начнется после 1 января 2017 года. Таким образом, отрасль предлагает Правительству ввести со следующего года стимулирующую ставку ренты исключительно для новых инвестиций, сохранив существующий уровень налогообложения для действующих объектов. По нашему мнению, введение 12% -ной ренты на уровне среднеевропейского значения позволит привлечь необходимый объем новых инвестиций для динамичного прироста производства, одновременно гарантируя налоговые поступления в 2017 году и их ощутимый рост в будущем.
По прогнозам Ассоциации, введение стимулирующей единой ставки ренты для новых скважин позволит привлечь, в частности, по независимому газодобывающему сектор1 - $ 1 млрд новых инвестиций и нарастить добычу газа почти на 60% к 2020 году. Рост добычи газа в свою очередь позволит увеличить годовые налоговые отчисления на 22% по всей области, заплатив в бюджет 195, 5 млрд. грн. за 2017-2020 годы.
Замораживание существующей фискальной системы нивелирует все наработки правительства страны и газодобывающего сектора, которые были направлены на уменьшение зависимости от импортных энергоносителей за счет увеличения добычи собственного природного газа. Более того, отсутствие каких-либо изменений в фискальной системе для газодобывающей отрасли противоречит международным обязательствам, взятым на себя Правительством по реформированию налогового режима для отрасли. Напомним, что в последние годы независимый газодобывающей сектор был основным источником роста добычи газа в Украине. Согласно рекомендациям консультантов международной компании IHS, которые были предоставлены Минфину в прошлом году, независимые газодобывающие компании способны значительно увеличить свое производство с текущих 4 млрд куб. м. до 8 млрд куб. м. уже в 2020 году. Однако, такой сценарий возможен только при условии внедрения конкурентного и стабильного налогового режима не позднее 2017 года.
Ассоциация еще раз подчеркивает, что государство должно выбрать путь: либо оно продолжает мыслить категориями краткосрочного наполнения бюджета за ренту, или создает конкурентные условия для инвестиций в отрасль, восстанавливает доверие и налаживает сотрудничество с отечественными и зарубежными компаниями путем проведения комплексной реформы налоговой системы, и таким образом, вводит стабильный фундамент для абсолютного роста фискальных поступлений от газодобывающей индустрии в долгосрочной перспективе. Примером для Украины могут служить такие страны как Великобритания, Италия или Канада, которые за последний год снизили налогообложения для своих нефтегазодобывающих отраслей ради сохранения рабочих мест, развития сектора и расширения налоговой базы. Или такие страны как Словакия, Польша или Чехия, где уровень рентных платежей не превышает 5%.
Ещё раз отметим, что газодобывающие компании выступают за последовательный и максимально прозрачный процесс обновления и изменения налоговой системы в отрасли. Важно понимать, что налоги - одна из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата, который необходим, чтобы увеличить добычу собственного газа. Мы системно отстаиваем расширение государством горизонта планирования к более стратегическому и призываем учитывать в прогнозах комплексный эффект от изменения налоговой политики в газодобывающей отрасли. Убеждены, что именно стимулирование новых инвестиций может гарантированно обеспечить беспроигрышный результат как для правительства, так и для бизнес-сообщества, и заложить прочную основу для дальнейшего внедрения прогрессивной реформы фискальной системы для нефтегазодобывающей деятельности на базе налогообложения прибыли после 2020 года.