НАФТОГАЗОВИЙ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ЦЕНТР
UA RU EN

Газодобывающие компании Украины просят Правительство не останавливать частную добычу газа

ООО «Ньюфолк» 

Пресс-релиз 

Киев, 30 июля 2014 

Газодобывающие компании Украины просят Правительство не останавливать частную добычу газа  

 

Частные нефтегазодобывающие компании обращаются к Правительству и Верховной Раде с требованием не принимать проект Закона Украины № 4309 от 21.07.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины».

 Задача которое должно решить принятия законопроекта - увеличение поступления в Госбюджет не будет решен, поскольку, принятие законопроекта приведет к резкому увеличению налоговой нагрузки и грозит остановкой работы газодобывающих компаний. 

Частные добывающие компании призывают Правительство и Верховную Раду срочно доработать Законопроект.  

Главные аргументы добытчиков: 

1. Рентабельность проектов частных газодобывающих компаний невысока.

2. Принятие законопроекта приведет к беспрецедентному уровню налогообложения отрасли по сравнению со странами Европы.

3. Нефтегазовая отрасль требует постоянных инвестиционных вложений, осуществляемых благодаря реинвестиции прибыли частных предприятий.

4. Увеличение налоговой нагрузки приведет к стагнации отрасли в целом, остановка принятых программ разведки родовых и невозможности разработки новых проектов.

5. Увеличение налоговой нагрузки не приведет к значительному увеличению поступлений в бюджет и уже в среднесрочной перспективе приведет к еще большему их сокращению.

6. Радикальное изменение «правил игры» на нефтегазовом рынке приведет к «свертыванию» проектов, реализуемых международными инвесторами. 

Компании:

 СП «Полтавская газонефтяная компания»

Группа компаний «Гео-Альянс»

«Смарт-Энерджи»

Бурисма («Эско-Север, «Пари», «Первая Украинская газонефтяная компания»)

ООО «Куб-Газ»

ООО «Тисагаз»

ЧАО "Нефтегаздобыча"

 

Справка: 

ООО «Ньюфолк» консалтинговая компания, предоставляющая маркетинговые, информационные и консультационные услуги для нефтесервисных и нефтедобывающих предприятиятий www.newfolk.com.ua

 

 

 

Премьер-министру Украины 

А.П. Яценюку 

Председателю Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности 

Верховной Рады Украины 

Мартыненко М.В.

 Председателю Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины 

Хомутиннику В.Ю. 

О: проекте Закона Украины № 4309 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно усовершенствования отдельных положений)» 

29 июля 2014 

Уважаемый Арсений Петрович! 

Уважаемый Николай Владимирович! 

Уважаемый Виталий Юрьевич!

 Мы, компании и организации, нижеподписавшиеся выражаем Вам глубокое уважение и предоставляем Вам свои комментарии относительно проекта Закона Украины № 4309 от 21.07.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно усовершенствования отдельных положений)» (далее - «Законопроект»). Мы высоко ценим Ваше доверие и открытость, которые Вы демонстрируете в такие нелегкие для украинской нефтегазовой промышленности времена, и обращаемся к Вам с этим коллективным письмом. 

Мы понимаем, что Законопроект имеет целью совершенствования норм Налогового Кодекса, увеличение поступлений в бюджет и среди прочего - обеспечение справедливости в налогообложении проектов по добыче нефти и газа. В частности, предусмотрено: 1) увеличить базу для определения платы за пользование недрами для природного газа, который реализуется газодобывающими компаниями не для нужд населения; 2) увеличить ставку платы за пользование недрами для природного газа, который реализуется не для потребностей населения до 70% независимо от глубины добычи; 3) увеличить ставку платы за пользование недрами для нефти и конденсата. Однако, детально проанализировав текст законопроекта, пришли к выводу, что методами и действиями, предложенными Законопроектом, будет невозможно достичь поставленной цели. Зато Законопроект может привести к резкому увеличению налоговой нагрузки на частные газодобывающие компании, существенного снижения рентабельности проектов в целом (вплоть до закрытия из-за неприбыльности) и общего снижения привлекательности украинского рынка для иностранных инвесторов, потому что:

 1. Рентабельность проектов частных газодобывающих компаний невысока

Украинская нефтегазовая индустрия характеризуется сложной геологией, невысокой разведанности большинства месторождений, необходимостью проводить сложные уточняющие сейсмические исследования. В частности, по оценкам экспертов около 60% остаточных запасов традиционного газа Украиной находятся на глубине бильше5 км. Таким образом, начала добычи углеводородов частными компаниями предшествуют высокие риски бурения, повышена вероятность бурения «сухих» скважин, необходимость значительных инвестиций в сейсмические исследования. Себестоимость добычи газа частными компаниями является различной для разных компаний и месторождений, однако, в любом случае, она значительно превышает расходы государственных компаний (эксплуатирующих месторождения разведаны еще в советские времена), в частности из-за необходимости проведения работ по геологических исследований и разведки, привлечения современных методов разработки и стимулирования разработки месторождений. Поэтому, расчеты себестоимости добычи газа ОАО «Укргаздобыча» НАК «Нафтогаз Украины» на основе финансовых показателей государственных компаний (на уровне 230-240 грн.) Нельзя применять для определения рентабельности проектов частных добывающих компаний, себестоимость которых существенно больше. Соответственно и доходность таких частных проектов нельзя рассчитывать по данным государственных компаний. Учитывая затраты на разведку и среднеотраслевые показатели вероятности успешного бурения (на этапе разведки - 15-30%, на этапе разработки с учетом технологических рисков - около 50%) никаких чрезвычайных сверхприбылей (700-1500%) частные компании не получают, а потому повышение ставки платы за пользование недрами в 70% и ликвидация дифференцированных ставок для добычи залежей глубже5 кмприведет к нерентабельности деятельности по разведке и разработке нефтегазовых месторождений. 

2. Принятие законопроекта приведет к беспрецедентному уровню налогообложения отрасли по сравнению со странами Европы

Одним из направлений деятельности Правительства, наряду с сокращением потребления и диверсификацией источников поступления газа должно быть увеличение объемов добычи собственного газа. Зато Законопроект увеличивает ставки платы за пользование недрами до беспрецедентных в Европе уровней. Ни одна страна в Европе, которая является предпочтительным импортером газа (как Украина), не имеет такой высокой ставки налога на добычу газа, как предлагается законопроектом (70%). Ставки налогов на добычу углеводородов в таких странах не превышают 20%. 

3. Нефтегазовая отрасль требует постоянных инвестиционных вложений, осуществляемых благодаря реинвестиции прибыли частных предприятий

Частные газодобывающие компании постоянно реинвестируют в получении прибыли в дальнейшую разведку. Ощутимый прирост добычи углеводородов в Украине возможен лишь при существенном росте капитальных инвестиций и по некоторым оценкам частный сектор нуждается ежегодно не менее 300-500 млн. долларов США только для поддержания нынешнего уровня добычи. Увеличение налоговой нагрузки и вымывание капитала из сектора непременно приведет к остановке деятельности частных компаний и невозможности поддерживать такой значительный (ре) инвестиционный поток. 

4. Увеличение налоговой нагрузки приведет к стагнации отрасли в целом, остановка принятых программ разведки родовых и невозможности разработки новых проектов

Нефтегазовая отрасль нуждается в планировании экономики проекта и стабильности инвестиций в течение долгосрочного периода. Любое изменение налоговой нагрузки (в сторону увеличения) фундаментально подрывает инвестиционную привлекательность дальнейшей разработки месторождений углеводородов в Украине, из-за непредсказуемости экономического обоснования добычи и расчета сроков возврата инвестиций. Из-за фактического отсутствия прибыли частные газодобывающие компании не смогут финансировать развитие и разработку месторождений, бурение новых скважин и проведения дополнительных исследований. Это неизбежно приведет к остановке развития отрасли в целом. 

5. Увеличение налоговой нагрузки не приведет к значительному увеличению поступлений в бюджет и уже в среднесрочной перспективе приведет к еще большему сокращению

Увеличение ставки ресурсных платежей только незначительно и краткосрочно увеличит поступления в бюджет, поскольку нововведение повлияет только на частные компании, на которые приходится лишь 11% добываемого газа. В долгосрочной перспективе это приведет к упадку отрасли в целом и потерь бюджета в будущие периоды. В частности, по подсчетам повышение ставки платы за пользование недрами для нефти (конденсата) и природного газа позволит увеличить поступления в бюджет в первый год нововведений, однако в дальнейшем приведет к существенным потерям из-за падения добычи и рост потребления импортного газа и импортных нефтепродуктов. 

6. Радикальное изменение «правил игры» на нефтегазовом рынке приведет к «свертыванию» проектов, реализуемых международными инвесторами

За последние 5 лет в Украине существует стабильный тренд привлечения значительных инвестиции именно в нефтегазовой индустрии - именно инвестиции частных компаний обеспечивали прирост добычи газа в стране. Среднегодовой темп роста добычи газа государственными компаниями с 2010 года составил -4.4%, то же самое время для частных компаний он составил +21.8%. Нелегкая задача роста добычи углеводородов требует от государства создания и поддержания привлекательного инвестиционного климата, который предусматривает стабильную и эластичную фискальную систему, понятны для международного инвестора базовое законодательство и регуляторная среда. Ставки платы за пользование недрами, которые предлагаются законопроектом являются беспрецедентными даже в европейском масштабе. Сейчас международное сообщество как никогда сосредоточено наблюдает за новыми инициативами Правительства Украины, поскольку учитывая их, будут приниматься решения о финансировании украинской экономики и проектов. Поэтому любое изменение налогового законодательства и увеличение налоговых платежей может привести к «свертывания» таких инвестиционных проектов и выхода международных инвесторов с украинского рынка в пользу других, более привлекательных соседних юрисдикций (Польша, Румыния, Турция), которые конкурируют с Украиной за развитие их собственных нефтегазодобывающих отраслей, если сравнить их фискальные и налоговые условия (вышеупомянутые страны предоставляют льготные условия для стимулирования развития собственной добычи) и системы стимулирования добычи углеводородов с украинским. 

Мы искренне надеемся, что указанные замечания способствовать поскорей доработке законопроекта. Пожалуйста, еще раз примите заверения в глубоком уважении, пожелания успеха и нашей готовности к сотрудничеству. 

С уважением,

 СП Полтавская газонефтяная компания

 Группа компаний Гео-Альянс

 Смарт-Энерджи

 Бурисма (Эско-Север, Пари, Первая Украинская газонефтяная компания)

 ООО "Куб-Газ"

 ООО "Тисагаз"

 ЧАО "Нефтегаздобыча"

 

Письмо в PDF