НАФТОГАЗОВИЙ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ЦЕНТР
UA RU EN

Принуждение к страховке

Требования Минэнергоугля выглядят как драконовские
utg.ua
 
Правительство снова нашло способ, как поддержать НАК "Нафтогаз Украины" за счет частных газодобытчиков. Ручное управление отраслью грозит сворачиванием всех инвестиционных программ.
 
Геннадий КОБАЛЬ, начальник отдела маркетинговых исследований ООО "Ньюфолк"
 
На игле
 
В преддверии зимы украинское правительство рискует наступить на те же грабли что и год назад, в очередной раз пытаясь решить проблемы с ликвидностью НАК "Нафтогаз Украины" за счет частного бизнеса. С 1 октября 2015 года всех поставщиков газа, включая независимых добытчиков, хотят обязать создавать страховой запас газа в хранилищах равный 30-ти дневному объему продаж. С такой инициативой выступает Министерство энергетики и угольной промышленности с подачи НАК "Нафтогаз Украины". По мнению разработчиков нормативного документа, такой шаг будет соответствовать европейской практике, и не будет противоречить новому закону "О рынке природного газа", который вступает в силу с 1 октября.
Позицию НАК "Нафтогаз Украины" по страховому запасу озвучил директор по развитию бизнеса Юрий Витренко. Сейчас "Нафтогаз" несет нагрузку "гарантированого" поставщика, что, по его мнению, означает, что все дисбалансы, все проблемы потребителей газа закрывает НАК. Любой трейдер может пообещать все что угодно, а потом в конце месяца потребитель придет к "Нафтогазу" и он будет обязан закрыть поставки необходимых объемов. В новом законе будет предусмотрена такая функция – поставщик "последней надежды". Его функция закрывать баланс, но по цене газа, которая выше рыночной, чтоб никому не было повадно рассчитывать на этот бесплатный опцион.
 
Непристойное предложение
 
Но ссылка на европейский опыт, мягко говоря, является не более чем манипуляцией фактами, ведь на самом деле европейская практика сильно отличается от того, что сейчас предлагают украинские чиновники. Идея создания страхового резерва не нова, сейчас в Украине уже действуют обязанности по созданию страхового запаса природного газа. Трейдеры обязаны создавать страховой запас в размере 10% от квартальных поставок, что примерно эквивалентно 9 дням поставок (10% от 90 дней). Другими словами около 30% от объемов поставок в месяц. Но это требование не распространяется на газодобывающие компании, которые, по сути, имеют гарантированный ресурс газа в своих месторождениях. Теперь в Минэнергоугля хотят, чтобы запас составлял 100% от объемов поставок газа в месяц, и распространялся также и на добытчиков. В общих цифрах это более 300 млн куб. м, которые будут заморожены в хранилищах и попросту пропадут с рынка. Как заявил президент ассоциации "Недропользователей Украины" Роман Сторожев, поставщики газа будут вынуждены найти дополнительные 2 млрд грн и "заморозить" их в поземных хранилищах. В реальности, весь груз от создания страхового запаса ляжет на независимую добычу, которая вынуждена будет весь добытый объем октября направить в хранилища для создания страхового запаса. Это при том, что компании не получат ни копейки от продажи газа, но заплатят завышенную ренту, которую правительство так и не соизволило понизить, хотя публично обещало это сделать с октября текущего года. Учитывая невыполненные обещания по снижению ренты с 1 октября, газодобывающие компании теряют стимулы к развитию.
В разработке нового проекта постановления принимали участие представители НАК "Нафтогаз Украины". А само постановление фактически призвано банально решить проблемы ликвидности "Нафтогаза" за счет других участников рынка. Конечно же 300 млн куб. м. не решают проблемы подготовки к зиме, но серьезно подрывают финансовое положение независимых участников газового рынка и, еще больше усиливает монополию НАК "Нефтегаз".
Изначально Министерством энергетики и угольной промышленности был выставлен на обсуждение проект постановления о создании страхового запаса с меньшими требованиями к обязательному страховому запасу – 30 в период с октября по март и 15-ти дней в период с апреля по сентябрь. Но сейчас требования выросли еще больше – до 30-ти дней на весь период.
 
Все познается в сравнении
 
Анализ европейского опыта при разработке нового постановления по формированию страхового запаса необходимая практика. Однако, изучив – ей нужно следовать. Требования Минэнергоугля же, как с точки зрения европейской практики, так и реалий украинского рынка газа, который находится в зачаточном состоянии, выглядят как драконовские. Таким образом, инициатива, которая родилась под лозунгами рыночных реформ, опять будет провалена или как минимум искажена.
Что касается европейского опыта, то можно говорить, что предложения по формированию страхового запаса, рассматриваемые Минэнергоугля, не имеют прямых аналогий в странах ЕС.
По данным European Energy Community, требования в отдельных странах сильно отличаются. Так, в Австрии, Германии и Великобритании в принципе нет требований по созданию страхового запаса газа. В Чехии, Дании, Польше, Испании и Болгарии есть требования по созданию страхового запаса газа, которые возлагаются на поставщиков, в размере 3-9% от годового потребления (примечание: текущая версия требований - страховой запас в размере 1 месяца поставок в зимний период эквивалентна 14% годового потребления, что в более чем в 2 раза выше самых жестких практик в Европе). В Италии требования по созданию стратегического запаса составляют 7% годового потребления.
Самые высокие требования по созданию страхового и стратегического запаса существуют в Венгрии и Франции - 25% годового потребления, но в этих странах большая часть резерва создается через государственные механизмы. Отметим, что только две страны - Италия и Венгрия - имеют стратегический запас. При этом, только Венгрия накладывает обязательства по созданию и страхового резерва и стратегического запаса на поставщиков.
Также, в разных странах разная практика расчета базы, к которой применяются требования по страховому запасу - зимнее потребление защищенными потребителями, % от общего потребления, привязка к импорту (пример Польши, где страховой запас обязаны создавать только импортеры природного газа). Текущий объем обязательного страхового запаса в каждой стране, включая оба вида запасов, колеблется в диапазоне от 3% в Чехии до 24% в Венгрии от годового внутреннего потребления.
 

Страна

 

 

Объем потребления, всего,

млрд. куб. м.

Объем собственной добычи,

млрд. куб. м.

Импорт,

 

%

Обязательный страховой  запас,

млрд. куб. м.

Стратегический запас,

 

млрд. куб. м.

Доля страх. запаса к потребл. всего, %

Франция

45

0

98%

8,02

0,00

18%

Германия

81

11

84%

0,00

0,00

0%

Венгрия

8,6

1,9

78%

2,25

1,19

24%

Италия

60

7

90%

4,56

4,56

7%

Польша

16,7

5,26

72%

0,88

0,00

5%

Испания

30

0,04

100%

1,56

0,00

5%

Австрия

30,5

1,9

87%

0,00

0,00

0%

Болгария

10,11

0,40

91%

0,25

0,00

9%

Чехия

8,00

0,25

97%

0,22

0,00

3%

Дания

2,90

4,70

-78%

0,22

0,00

5%

Великая

Британия

70,00

39,00

37%

0,00

0,00

0,0%

Украина

42,6

20,5

46%

 

 

 

Источник: EUROPEAN COMMISSION - The role of gas storage in internal market and in ensuring security of supply, 2015
 
Новые правительственные инициативы для частных газодобытчиков напоминают прошлогоднее Постановление 647, которое в итоге было отменено в судебно порядке.
Конечно же, понять желание Минэнергоугля и НАК "Нафтогаз Украины" переложить на поставщиков газа задачу по наполнению подземных хранилищ газом вполне понятно. Точно так же, как понятно и желание НАК "Нафтогаза" усилить свою монопольную позицию на рынке, и переманить на себя ключевых промышленных потребителей в самый доходный зимний сезон. Но зачем же дестабилизировать рынок газа и уничтожать то, что с большим трудом создавалось последние несколько лет?
Более приемлемыми выглядело бы предложение об увеличении объема обязательного страхового запаса газа до 10 дней, вместо предлагаемых 30, чего бы с излишком хватило для отсечения недобросовестных игроков рынка, и гарантировало бы наличие газа в системе. Также, логичным будет сделать исключение из требований по созданию страхового запаса природного газа для компаний с гарантированным ресурсом, таких как газодобывающие предприятия. Ведь у них, в отличие от трейдеров, без всякого сомнения, есть ресурс газа, в виде подтвержденных запасов. Такие требования будут соответствовать принятой европейской практике и будут более адекватными реалиям и потребностям украинского рынка газа.
 
По материалам: ZN.UA