UA RU EN

Нефтегазовый год: с чем отрасль вышла из 2015-го

 
Геннадий Кобаль
Эксперт консалтинговой компании «Ньюфолк»
 

Обзор добычи газа и нефти в Украине

 
Итоги 2015 года для нефтегазовой отрасли можно назвать приемлемыми. В Украине было добыто 19,9 млрд куб. м газа. Это на 1% меньше, чем годом ранее. Хороший результат, учитывая все трудности, с которыми столкнулись добывающие компании. Добыча нефти и газового конденсата составила менее 2,5 млн тонн, снижение превысило 10%.
Главная особенность прошедшего года – резкое ухудшение результатов работы крупнейшей газодобывающей компании «Укргаздобыча», которая снизила показатели на 600 млн куб. м. С другой стороны, частные компании в целом нарастили добычу. Здесь надо отметить «Нефтегаздобычу» (входит в структуру ДТЭК) и Burisma Holdings – на эти две компании пришлось 2 млрд куб. м газа, более половины добычи всего частного сектора.
Еще одной особенностью прошлого года стал выход иностранных инвесторов из Украины. Речь о прекращении крупных проектов в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Оба действующих проекта с компаниями Shell и Chevron были свернуты. Кроме этого, Shell отказалась продолжать совместную деятельность с государственной компанией «Укргаздобыча». Забегая вперед, отметим, что и менее крупные компании, работающие в сфере нефтегазодобычи в Украине, вскоре могут покинуть нашу страну.
На завершающем этапе сделка по продаже 70% акций «Куб-Газ», принадлежащей канадской Serinus Energy Inc. Анонсированы изменения в «Полтавской газонефтяной компании» – это «дочка» британской JKX oil&gas.
Подводя итоги 2015 года, можно сказать, что, несмотря на крайне неблагоприятную ситуацию в экономике и действия правительства, наносящие ущерб нефтегазовой отрасли, удалось сохранить уровень добычи и потенциал для дальнейшего развития.
 
 
Государственная политика
 
В  нефтегазодобывающей отрасли роль государства – крайне негативная.
Главной проблемой для добывающих компаний были налоги, точнее, высокая рента. Еще в августе 2014-го правительство Арсения Яценюка с подачи Министерства финансов («реформу» курировал замминистра финансов Денис Фудашкин) повысило ренту на добычу газа в два раза (до 55% при глубине добычи до 5000 м, до 29% – более 5000 м). Повышение коснулось частных газодобывающих компаний. Кабинетом министров было обещано, что повышение ренты – это временный шаг, и уже с 1 января 2015 года налоги будут возвращены на прежний уровень.
Но в Кабмине в последний момент передумали, и в 2015 год компании зашли с неподъемными налогами. Рента оказалась даже не 55%, а значительно выше. Рентные платежи начислялись на цену газа, установленную Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), на деле добывающие компании продавали газ значительно дешевле. Поэтому реальная рента порой превышала 70% от стоимости газа, и это не учитывая других налогов и платежей.
Вслед за частными правительство решило усложнить работу и государственным компаниям. В апреле 2015 года была повышена рента на добычу газа для госкомпаний с 20% до 70%. Начались финансовые проблемы у государственной «Укргаздобычи».
Добыча газа стала убыточной. Порой было выгоднее остановить ее, например, для ремонта скважины, то есть попросту переждать трудные времена. Очевидно, что в такой ситуации ни о каком развитии отрасли речи быть не могло. Высокая налоговая нагрузка стала основной причиной резкого спада инвестиций в добывающие проекты.
Однако в общем объемы добычи газа снизились незначительно – чуть более 1%. При этом некоторые частные компании, в первую очередь «Нефтегаздобыча» и Burisma Holdings, существенно нарастили добычу.
Другим важным негативным фактором в начале 2015 года стали проблемы с реализацией газа. Еще в ноябре 2014-го правительство обязало крупнейших промышленных покупателей газа приобретать ресурс исключительно у НАК «Нафтогаз Украины». Одномоментно частные компании потеряли практически весь рынок сбыта. Такие действия властей вызвали шок в отрасли, а последствия ощущались еще несколько месяцев после отмены данного постановления. Эпопея со снижением ренты затянулась на весь 2015 год.
Неоднократно предпринимались попытки, вносились предложения. Но только в госбюджете на 2016 год, под сильным давлением иностранных партнеров, Кабмин пошел на уступки и вернул ренту на уровень, действовавший до августа 2014 года. Исключение составили предприятия совместной деятельности – они и дальше будут платить ренту в размере 70%. Фактически, этому бизнесу вынесен смертный приговор.
Также следует упомянуть многообещающую реформу газового рынка, которая не принесла ощутимого облегчения его участникам, и в основном осталась фикцией. Много вопросов вызвали и другие законодательные предложения правительства, инициированные НАК «Нафтогаз Украины», например, формирование страхового запаса газа для трейдеров.
Были предприняты попытки заставить продавцов сформировать запасы газа в размере месячных объемов продаж, по факту надо было найти 3 млрд гривен, чтобы купить его, и держать в подземных хранилищах. В Кабмине пока отступили от своих планов, но надолго ли?
Это далеко не все проблемы отрасли. Остаются нерешенными вопросы с возвратом иностранных инвестиций (действует запрет на вывод средств за рубеж), есть проблемы с переоформлением спецразрешений, импортом оборудования и многое другое.
 
Государственные компании
 
Государственные «Укргаздобыча» и «Укрнафта» – среди аутсайдеров отрасли. Это громоздкие, инертные структуры, в каждой из которых работает более 20 000 сотрудников. Здесь любые изменения даются слишком тяжело. Частая смена руководства, как в случае с «Укргаздобычей», делает невозможными любые структурные изменения в компании.
Прошлый год стал для «Укргаздобычи» худшим с точки зрения объемов добычи, и на это были причины. По итогам 2015-го она добыла 14,5 млрд куб. м газа. Снижение составило 600 млн куб. м, или 4%. Добыча газового конденсата и нефти составила 510 000 тонн, падение – 4%. Столь серьезное снижение показателей компании имеет много причин, но главная – отсутствие средств на ее развитие.
С апреля рентные платежи для госкомпаний возросли с 20% до 70%, параллельно выросла и закупочная цена на газ – с 349 до 1590 гривен (без НДС) за 1000 куб. м. То есть «Укргаздобыча» должна получать больше доходов, и одновременно увеличилась налоговая нагрузка. Но на деле все оказалось намного грустнее. НАК «Нафтогаз Украины», единственный покупатель «Укргаздобычи», постоянно задерживал платежи за поставленный газ. Если в начале года задолженность по газу составляла 3 млрд гривен, то в ноябре-декабре она уже достигала 10 млрд гривен.
При этом «Укргаздобыча» была вынуждена своевременно платить налоги, а если удавалось добиться отсрочки платежей, то под 38% годовых.
 
 
Госкомпаниям 2015 год запомнился и сменой руководства. Новых руководителей обрели: «Укргаздобыча» (в июне назначен Олег Прохоренко), «Укрнафта» (в июле назначен Марк Роллинс), «Укртранснафта» (в ноябре назначен Николай Гавриленко). Каждое назначение руководителя сопровождалось сменой топ-менеджмента и политики компаний. Много говорилось о реформах, но реальных, ощутимых изменений пока мало.
Что касается результатов работы государственных компаний, здесь бросается в глаза резкое ухудшение основных показателей. Если для «Укрнафты» снижение добычи было вполне предсказуемым, то для «Укргаздобычи» 2015 год стал самым провальным за всю почти 20-летнюю историю.
Без серьезных инвестиций в геологоразведку, бурение и инфраструктуру рассчитывать на стабилизацию добычи, а тем более на рост не приходится. Несмотря на наличие 130 лицензий, добывать газ с каждым годом становится все труднее. Месторождения истощены, все крупные – на завершающей стадии разработки. Парк буровых станков (всего около 80 единиц) полностью устарел, у компании нет ни одного современного бурового станка.
Бурить попросту нечем. Сегодня в «Укргаздобыче» много говорят о реформах, первой из которых стало формирование прозрачных закупок товаров и услуг, а также эффективная реализация нефтепродуктов собственного производства. Предполагается, что следующим этапом реформ, в 2016 году, станет улучшение материальной базы (будут закупаться буровые станки, установки для гидроразрыва пласта, проведена модернизация Шебелинского ГПЗ, что позволит выпускать топливо стандарта Евро-4).
Из озвученных планов «Укргаздобычи» – покупка и модернизация бурового парка. Планируется оставить 40-45 буровых станков. При этом ожидается, что объемы бурения значительно возрастут. Предполагается обзавестись собственным флотом для проведения гидроразрывов пласта (ГРП), будет проводиться тендер на модернизацию двух имеющихся установок, а также закупка двух новых, современных. В 2016 году собираются провести 100 операций ГРП, это в разы больше, чем было проведено ГРП в Украине за последние десять лет.
Что касается геологоразведки, то в 2015 году компанией было открыто небольшое месторождение в Закарпатской области с запасами 1 млрд куб. м. Но отсутствие инфраструктуры не позволяет быстро и эффективно его освоить.
Резкое падение объемов добычи газа было также обусловлено ухудшением работы всех без исключения проектов совместной деятельности. Рентные платежи на добычу газа для предприятий СД составляют 70%, что делает работу и само существование СД бессмысленным. В последние годы значительная часть проектов «Укргаздобычи» реализовывалась в рамках СД. Крупнейшей компанией-партнером была «Карпатыгаз», «дочка» шведской Misen Energy, на которую приходилось 80% добычи всех СД. «Карпатыгаз» готовит иск к правительству Украины на сумму $3 млрд, подробности пока не сообщаются.
Другой государственной компании – «Укрнафта» – прошлый год тоже принес немало испытаний. После года противостояний основные акционеры «Укрнафты» – государство (51% акций) и группа «Приват» (42%) – достигли соглашения о смене руководства. В конце июля генеральным директором компании был назначен британец Марк Роллинс. Главное условие Кабмина в вопросе согласования кандидатуры Роллинса – выплата дивидендов и налогов.
В свою очередь для группы «Приват» важно было сохранить подконтрольный менеджмент на ключевых постах, а также решить вопрос по газу «Укрнафты», который годами закачивался в подземные хранилища без оплаты. Ни один из вопросов до сих пор не решен. Правительство грозится отозвать лицензии за неуплату ренты и дивидендов, а «Приват» грозит судебными разбирательствами. Хотя за пять месяцев руководства Марка Роллинса «Приват» пока проигрывает Кабмину сражение за контроль над компанией, борьба продолжается.
В планах «Укрнафты» развивать добывающее направление, где у Марка Роллинса большой опыт. Одним из важных направлений станет реализация проектов по добыче газа.
Что касается государственной компании «Черноморнефтегаз», то после эвакуации из Крыма в ней осталось около десятка сотрудников. Основная задача состоит в том, чтобы через международные суды вернуть имущество госкомпании назад Украине.
В Крыму «Черноморнефтегаз» снижает добычу, по итогам 2015 года добыто 1,8 млрд куб. м – на 200 млн куб. м меньше, чем в 2014-м. Бурение на Одесском месторождении, которое давало основной объем газа, прекращено. Следует отметить, что удалось решить проблему Стрелкового месторождения, оно находится на Арабатской стрелке на границе Херсонской области и Крыма, но подключено к газотранспортной системе Крыма. Сегодня разработку месторождения ведет украинская компания «Пласт».
 
Частные компании
 
Вторая половина 2015-го, а особенно завершение года, запомнилась резким ростом добычи газа. Хотя предпосылок к такому развитию было мало. Компанией №1 на отечественном рынке добычи газа стала «Нефтегаздобыча», входящая в структуру ДТЭК. В прошлом году она увеличила добычу до 1,3 млрд куб. м против 750 млн куб. м в 2014-м. Рост составил 70%.
«Нефтегаздобыча» стала первой частной компанией, перешагнувшей рубеж в 1 млрд куб. м. Компания обошла по объемам «Укрнафту» и стала второй в Украине после «Укргаздобычи». Ее успех обеспечила реализация программы бурения, начатая еще в июне-июле прошлого года. Закончено бурение шести новых скважин на Семиренковском месторождении в Полтавской области.
Однако триумф «Нефтегаздобычи» был омрачен целым рядом неприятных факторов. Во-первых, начиная с апреля 2015-го, она столкнулась с серьезным давлением со стороны Генеральной прокуратуры. Несколько раз ее счета и объекты арестовывались, что негативно сказывалось на работе. Компания не могла продавать газ, и приходилось закачивать его в подземные хранилища.
Отметим, в конце года главные проблемы «Нефтегаздобычи» удалось решить. В свою очередь «Нефтегаздобыча» задолжала огромные суммы (сотни миллионов гривен) своим подрядчикам, а это десятки буровых, геофизических и сервисных компаний со всей Украины. Многие из них сегодня – на грани банкротства. Фактически «Нефтегаздобыча» держит в заложниках рынок сервисных компаний страны.
Вторая по объемам компания в Украине Burisma Holdings тоже сумела нарастить добычу на 13%, почти до 800 млн куб. м. Рост добычи обеспечен за счет отложенного завершения проектов, начатых до повышения налогов в августе 2014 года. В июле компания представила скважину на Водяновской площади в Харьковской области, а также расположенную рядом с ней временную замерно-сепарационную установку (ВЗСУ) и установку подготовки газа. Глубина новой скважины – 5600 м. Кроме этого, в октябре одна из компаний холдинга «Пари» начала добычу газа на Шереметовском месторождении в Черновицкой области. 
Тройку лидеров замыкает компания «Гео-Альянс», которая объединяет несколько добывающих компаний. Основные – «Природные ресурсы» и «Восточный геологический союз». В 2015 году «Гео-Альянс» незначительно улучшила показатели добычи газа до 274 млн куб. м. «Гео-Альянс» также стала крупнейшим добытчиком жидких углеводородов среди независимых компаний – 50 000 тонн.
В июне Министерство энергетики ввело в эксплуатацию два месторождения компании «Гео-Альянс»: Кошевойское газоконденсатное месторождение в Полтавской и Ясенивское нефтяное месторождение в Сумской области. В самой компании объяснили, что на данных месторождениях имеется по одной скважине, да и то они – в аварийном состоянии. В IV квартале 2015-го «Природные ресурсы» вели бурение новой скважины на Луценковском месторождении, запланированная глубина около 5300 м.
Четвертое место по добыче занял «Куб-Газ», который снизил добычу почти на 30% – до 240 млн куб. м. Летом канадская Serinus Energy Inc (владела 70% «Куб-Газ») сообщила о выдаче спецразрешения подконтрольной компании «Куб-Газ» на Западно-Ольговский нефтегазоносный блок в Харьковской области со сроком действия 20 лет. Однако уже осенью 2015 года стало известно о том, что Serinus Energy ищет покупателя на украинский актив. Сделка завершилась в конце января; акции «Куб-газа» достались компании Resano Trading, входящей в структуру Burisma Holdings.
В Украине в сфере добычи углеводородов не осталось ни одной крупной иностранной компании, за исключением итальянской ENI, у которой – доля в совместной компании, владеющей лицензиями в Западной Украине. Правда, там добыча не ведется
Крупное частное предприятие с иностранными корнями «Полтавская газонефтяная компания» (подконтрольная британской JKX) сократило добычу на 10% – до 213 млн куб. м. Еще в конце 2014 года она заявила о пересмотре программы бурения в связи с высокой ставкой ренты. Компания получила новое спецразрешение на Западно-Машивский нефтегазовый участок. Однако британцы заявили, что при действующем в Украине налогообложении начало работ откладывается. В конце 2015 года компанию покинул Виктор Хруленко (отвечал за сбыт сжиженного газа): он перешел работать в перерабатывающее подразделение госкомпании «Укргаздобыча».
В западном нефтегазовом регионе следует выделить группу компаний «Горизонты», для которой 2015 год стал одним из самых успешных. Уровень добычи пока незначительный – около 3,5 млн куб. м в месяц, но у группы амбициозная программа развития, которая позволит уже в ближайший год увеличить добычу в разы. В прошлом году буровая компания «Горизонты» купила буровой станок итальянского производства, и уже начала бурение. В июле 2015 года «Горизонты» приобрели три новых лицензии на Бунивскую, Рудниковскую и Колодницкую площади.
Из других новостей следует отметить появление новой компании. Харьковский облсовет согласовал выделение Володарской площади компании «Юзгаз», которую связывают с народным депутатом Ефимом Звягильским. Нардеп имеет отношение и к другой газодобывающей компании – «Шахта им. Засядько».
 
 

Иностранные инвестиции

Прошлый год запомнится уходом из Украины одного из мировых лидеров нефтегазовой отрасли. Chevron Ukraine закрыла свое украинское представительство. Напомним, компания Chevron Ukraine и ООО «Надра Олесская» 5 ноября 2013 года подписали соглашение о разделе продукции по добыче углеводородов на Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская области). Представительство Chevron Ukraine B.V. было зарегистрировано в январе 2013 года.

Также ушла из Украины нидерландско-британская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell. Компания вышла из соглашения о разделе продукции, подписанного ранее для разработки Юзовской газоносной площади в Харьковской и Донецкой областях. Чуть раньше Shell прекратила сотрудничество по другому проекту с «Укргаздобычей».

Помимо уже упомянутой выше британской JKX, которую потихоньку подминает под себя отечественная ФПГ «Приват», количество иностранных инвесторов в нефтегазовый сектор Украины исчисляется единицами. Крупнейшие инвесторы в реальной добыче – компания Arawak Energy, владеет 50% в «Гео-Альянс», а также миноритарная доля инвесторов из Чехии в компаниях, входящих в группу «Горизонты».

Аукционы и лицензии

Попытка Государственной службы геологии и недр Украины (Госгеонедр) запустить механизм аукционов по продаже спецразрешений провалилась. Правда, первый аукцион, проведенный в июле, можно назвать успешным. Было продано пять нефтегазовых участков. Из них четыре – во Львовской области, и Хорошивская площадь в Харьковской, которая ушла «Нефтегазразработке» (ДТЭК) за 16,5 млн гривен.

Два последующих аукциона Госгеонедр в ноябре и декабре откровенно провальные. Главный претендент на спецразрешения – компания «Горизонты», которая за свой счет подготовила нефтегазовые участки к конкурсу, – не была допущена к аукциону. А покупателями лицензий выступили никому не известные фирмы.

Большой резонанс вызвало решение Госгеонедр в ноябре отозвать свыше 40 специальных разрешений на геологоразведку и добычу нефтегазовых участков. Это самый массовый пересмотр лицензий с 2004 года, когда председателем Государственного комитета природных ресурсов Украины был Николай Злочевский, который запомнился массовой приватизацией месторождений во время Оранжевой революции.

Среди компаний, у которых забрали (пообещали забрать) лицензии – государственная «Укргаздобыча», частные «Тисагаз», «Полтавская газонефтяная компания», Regal Petroleum, «Дельта». «Укргаздобыча» рискует остаться без 15 лицензий, в их числе ряд крупных месторождений – Яблоновское, Абазовское, Бильче-Волицкое, Опишнянское, Ново-Мечебиливское.

Но уже через две недели Госгеонедр заявила, что дает компаниям возможность устранить проблемы. Как оказалось, ведомство своими действиями пыталось заставить компании заплатить задолженности перед бюджетом по ренте.

В декабре ситуация повторилась: теперь под удар попала «Укрнафта». Премьер-министр Арсений Яценюк обратился с письмом к руководству Минприроды с требованием отозвать лицензии «Укрнафты» из-за задолженности по оплате ренты. Таким образом компания может не только потерять 80 лицензий, но и лишиться всей добычи.

 
 
Репрессивные методы работы государственных органов в отношении нефтегазового рынка, которые особо ярко проявились в 2015 году, говорят о том, что ожидать быстрого улучшения ситуации в отрасли не стоит. В 2016 год компании входят с осторожным оптимизмом.